Чтобы понять принцип и механизм СУА, нужно ориентироваться в терминологии предмета. Она определена ГОСТ Р 55.0.01/ИСО 55000.
Активы (asset) – это предметы/вещи/объекты, имеющие потенциальную или фактическую ценность для компании. Они бывают:
Материальные (МА) – у них есть физическая форма, они принадлежат компании на праве собственности, используются для производства товаров/оказания услуг более одного отчетного периода. Виды МА:
- здания/сооружения,
- оборудование: станки, производственные линии,
- компьютеры,
- земельные участки для бизнеса,
- производственные запасы,
- мебель/оргтехника,
- транспорт: автомобили, корабли, самолеты, вертолеты, т. д.
Нематериальные (НМА) – у них нет материальной формы, но они приносят владельцу выгоду. Их ценность – в правах, привилегиях, конкурентных преимуществах. Виды НМА:
- патенты,
- торговые марки (бренды),
- авторские права,
- программное обеспечение,
- лицензии и франшизы,
- гудвилл (деловая репутация),
- технологии и ноу-хау,
- разрешения и квоты.
Управление активами – это скоординированный комплекс мер, применяемых компанией для получения выгоды от принадлежащего ей имущества.
Извлечение выгоды от МА возможно посредством их реализации (отражающей их непосредственную ценность, например, цена недвижимого имущества) или через его использование (выгода, измеряемая показателями производительности).