Анализ эффективности ТОиР

18 ноября 2025
7 минут
Анализ ТОиР
Конкуренция на предприятиях, независимо от сферы их деятельности, постоянно растет. Поэтому вопросы оптимизации расходов и повышения надежности оборудования становятся первостепенными. Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) играет важную роль в обеспечении работоспособности активов, а ее результативность влияет на экономические показатели предприятия. Недостаточность техобслуживания ведет к значительным убыткам: простоям техники, увеличению издержек, снижению качества, авариям. В этой статье проведем анализ эффективности показателей системы ТОиР. Рассмотрим факторы, снижающие ее результативность, разберем, как исправить положение.

Основные цели ТОиР

Техобслуживание и ремонт физических активов – основа бесперебойной работы предприятия, оперирующего сложным оборудованием.
Задачи технического обслуживания:
  • обеспечение надежности техники, безопасности ее эксплуатации, уменьшение простоев, достигаемое регулярными проверками, профилактикой, своевременным устранением выявленных дефектов;
  • продление срока службы активов. Задача решается путем замены изношенных компонентов, смазки механизмов, и т. д. Это снижает траты на ротацию оборудования и повышает общую рентабельность инвестиций;
  • снижение расходов на ремонт – благодаря минимизации риска аварий и экстренных работ;
  • соответствие нормативным требованиям и стандартам, касающимся техобслуживания и безаварийности эксплуатации оборудования. Это позволяет избежать штрафов, повысить уровень доверия к предприятию у клиентов и партнеров.
Повысьте эффективность
процессов тоир

Аспекты эффективности техобслуживания и ремонта

Рентабельность – основной критерий успешности производственной компании. В стремлении к прибыли многие предприятия сосредотачиваются на увеличении объемов продаж, упуская из виду важность ТО/ремонтных работ оборудования. Между тем, ТОиР влияет на финансовые результаты, снижая простои/расходы, улучшая качество продукции. Проанализируем основные показатели систем технического обслуживания и ремонта.

Экономические индикаторы

Правильная организация ТОиР благотворно влияет на финансовое состояние предприятия, что повышает его конкурентоспособность.
Основные факторы влияния ТО на экономические показатели компании:
  • снижение расходов на внеплановый/аварийный ремонт, обходящийся предприятию в 3-5 раз дороже запланированного. Выявление и ликвидация мелких неисправностей предотвращает серьезные поломки;
  • оптимизация запасов материально-технических ресурсов (МТР) – за счет применения методов прогнозирования и анализа потребностей в запасных частях. Это позволяет избежать избыточных запасов и снизить риски, связанные с их дефицитом;
  • продление сроков эксплуатации активов и сохранение их остаточной стоимости – благодаря регулярному ТО;
  • принятие обоснованных решений относительно того, стоит ли ремонтировать конкретное оборудование или лучше его заменить.
Эффективность ТОиР

Производственные показатели

Техобслуживание/ремонт активов также влияют на операционную эффективность и производственные характеристики компании. Основные направления этого влияния:
  • минимизация простоев – за счет профилактического обслуживания, вовремя сделанного ремонта, оптимизации графиков плановых работ;
  • рост коэффициента готовности оборудования, отражающего долю времени, в течение которого оно находится в рабочем состоянии. Высокое значение – маркер его надежности;
  • уменьшение потерь из-за внеплановых остановок – за счет регулярной настройки, смазки, замены изношенных деталей;
  • увеличение объема производства – при повышении доступности оборудования и минимизации потерь;
  • улучшение качества конечного продукта – в связи со снижением количества брака из-за технических неисправностей.

Показатели KPI

Эффективность технического обслуживания и ремонта оценивают набором индикаторов KPI. Они позволяют отслеживать прогресс, выявлять проблемные области, принимать обдуманные решения для оптимизации работы.
KPI для оценки:
  • доля расходов на ТОиР в структуре себестоимости продукции. Этот показатель отражает, какая часть производственных издержек приходится на ТО/ремонт оборудования. Снижение этой доли в динамике (при поддержании уровня надежности активов) свидетельствует о результативности обслуживающей системы;
  • расходы на ТОиР в расчете на единицу произведенной продукции. Сокращение этого KPI говорит об улучшении экономической эффективности обслуживания;
  • средняя наработка на отказ (MTBF – Mean Time Between Failures). Это главный индикатор надежности физических активов, он показывает среднее время, в течение которого оборудование работает без отказов/поломок. Более высокое значение MTBF свидетельствует о его надежной работе. Анализ динамики помогает выявлять проблемные участки и разрабатывать стратегии по повышению их надежности;
  • среднее время восстановления (MTTR – Mean Time To Repair) после поломки. Чем оно меньше, тем быстрее актив возвращается в строй;
  • процент выполнения плана-графика ТОиР. Этот показатель отражает, насколько точно соблюдается планирование: высокий процент свидетельствует об эффективной организации работы;  
  • доля внепланового ремонта в его общем объеме. Высокое значение указывает на неэффективность ТОиР, недостаточное внимание к профилактике. Снижение этой доли – приоритетная задача для предприятий.

Система управления

Повышение надежности активов, снижение расходов на его обслуживание невозможно без следующих действий:
  • трансформации управленческой системы, заключающейся в переходе с реактивного подхода к предиктивному. Это позволяет поддерживать оборудование в рабочем состоянии, увеличить производительность;
  • автоматизации управления;
  • непрерывного сбора информации о физических активах.
Корректирующее (реактивное) обслуживание ориентировано на устранение уже случившихся поломок. При этом часты случаи незапланированных простоев, связанных с повреждением техники.
Превентивное (планово-предупредительное) обслуживание подразумевает выполнение работ по заранее разработанному плану независимо от фактического состояния оборудования. Это уменьшает риск внезапных отказов, но часто приводит к избыточности ремонта, к заменам компонентов в рабочем состоянии.
Предиктивное обслуживание – эффективный подход, основанный на постоянном слежении за состоянием активов с применением разных методов диагностики. Анализ ТОиР при следовании этой стратегии позволяет выявлять потенциальные проблемы на ранних стадиях и ремонтировать технику, когда это нужно. Предиктивный подход оптимизирует расходы, продлевает срок эксплуатации.
Внедрение программных комплексов CMMS (Computerized Maintenance Management System) или EAM (Enterprise Asset Management) позволяет автоматизировать управление надежностью оборудования. Это упрощает администрирование, улучает работу персонала.
Интеграция CMMS/EAM-систем обеспечивает прозрачность ТОиР, позволяет отслеживать показатели KPI. В результате руководство компании оперативно получает информацию о состоянии техники, работе сотрудников, принимает меры по улучшению системы управления.

Влияние на безопасность и экологию

Эффективность ТОиР влияет не только на экономические/производственные показатели предприятия, но и на безопасность персонала и защиту окружающей среды.
Основные аспекты влияния:
  • минимизация аварийности, связанной с отказом оборудования;
  • обеспечение безопасных условий;
  • предотвращение утечек, выбросов и др. инцидентов;
  • экологически безопасная утилизация отработанных материалов.
Показатели систем технического обслуживания и ремонта

Факторы, снижающие эффективность ТОиР

Основные причины:
  • недостаточное количество технических работников, инженеров, управленцев;
  • низкий уровень компетенции сотрудников;
  • отсутствие технической документации или ее неактуальность (руководств по эксплуатации, схем, чертежей, спецификаций);
  • дефицит запчастей на складе или их низкое качество;
  • недостаточный сбор данных об отказах оборудования и их причинах, времени простоя и отсутствие анализа информации;  
  • слабая коммуникация, отсутствие взаимодействия между отделами производства, обслуживания и снабжения.

9 шагов для повышения эффективности

Чтобы повысить эффект от ТОиР, нужно действовать по следующему алгоритму:
  1. Провести комплексный анализ текущей системы: выявить узкие места, причины простоев, нерационального расходования ресурсов;
  2. Разработать план действий, основанный на результатах сделанного анализа, определить конкретные цели, установить сроки, распределить ресурсы;
  3. Оптимизировать трудовые операции, устранить избыточные/дублирующие;  
  4. Разработать инструкции/регламенты для каждого вида работ;
  5. Интегрировать программную платформу информационной системы управления (ИСУ) ТОиР, например, TRIM; 
  6. Внедрить технологии предиктивного обслуживания (на основе анализа данных и мониторинга состояния оборудования);  
  7. Обеспечить обучение и повышение квалификации персонала;  
  8. Мониторить производительность ТОиР;  
  9. Проводить регулярные аудиты эффективности ТО/ремонта и корректировать работу.

Заключение

Анализ работы системы техобслуживания позволяет оценить ее текущее состояние, выявить потенциал для сокращения издержек, повышения экономической отдачи. Неэффективное планирование обслуживания ведет к снижению производительности предприятия и его конкурентоспособности.
Внедрение передовых методов управления, например, программной платформы ИСУ, оптимизирует расходы, сокращает простои активов, повышает их надежность.
Компания «ТОИР TRIM» осуществляет поставку и внедрение программной платформы TRIM для интеграции ее в систему управления ТОиР оборудования на предприятии.
Автор статьи
  • Семенова Мария Александровна
    Специалист отдела консалтинга
Читайте также
Закажите наше решение