Тренды развития ТОиР

27 октября 2025
8 минут
Сфера стратегий технического обслуживания и ремонта (ТОиР) переживает эпоху трансформационных изменений. От традиционных реактивных подходов, компании переходят к проактивным стратегиям, основанным на оперативных данных и технологических инновациях. В этой статье рассмотрим основные тренды, формирующие будущее техобслуживания/ремонта, их влияние на эффективность и надежность физических активов.

Тенденции развития ТОиР

Возрастание конкуренции, поиск новых рынков сбыта, повышение тарифов и другие проблемы в промышленных/обслуживающих отраслях делают особо важным снижение производственных расходов, трат на техобслуживание и ремонт оборудования. Поэтому грамотное управление активами предприятия выходит на первый план.
Управлять «по старинке», значит, заведомо следовать по пути снижения конкурентоспособности организации. Поэтому важно отслеживать тренды развития ТОиР, позволяющие существенно сократить издержки. Рассмотрим основные управленческие подходы.
Повысьте эффективность
процессов тоир

Курс на проактивность

Такая стратегия подразумевает переход от реактивного (устранение последствий) и превентивного (обслуживание по заранее установленному графику) к тактике, при которой основной упор делается на предвидении и предупреждении поломок техники. Акцент – на анализе данных для принятия решений, а не на жестких графиках и регламентах.
Проактивный подход предполагает активный мониторинг состояния физических активов, анализ информации, выявление потенциальных проблем на ранних стадиях, принятие мер для их устранения. Главная цель – уменьшить время незапланированных простоев, снизить расходы на ремонтные работы, повысить общую эффективность эксплуатации активов. Это увеличивает срок службы оборудования, повышает безопасность.
Существует несколько методов достижения проактивности в ТОиР для обслуживания и ремонта.
Техобслуживание, основанное на состоянии оборудования (CBM), т. е. обслуживание/ремонт проводятся, когда его состояние ухудшается/приближается к критическому. При следовании этой стратегии обязателен непрерывный мониторинг разных параметров:
  • вибрации (для выявления дисбаланса/износа);
  • температуры (для обнаружения перегрева);
  • отработанного масла (для оценки износа деталей/качества смазки);
  • ультразвуковая диагностика (для обнаружения дефектов изоляции, утечек воздуха, пара, газов).
Планирование ТОиР на основе надежности (RCM) оборудования – основано на анализе его функций, возможных отказов, прогнозирования рисков. Метод реализуется путем сбора информации от всех источников и ее программной оценки. Это позволяет выявлять скрытые закономерности отказов и прогнозировать их с высокой точностью.
Управление активами – подразумевает комплексный подход к их администрированию в течение всего жизненного цикла: от планирования закупок до вывода из эксплуатации. Управление включает: разработку стратегий ТОиР, отслеживание состояния техники, анализ данных.
Внедрение информационной системы управления (ИСУ) ТОиР– осуществляется интеграцией в администрирование активов специализированного программного обеспечения (ПО). ИСУ позволяет отслеживать состояние оборудования, планировать ремонт, управлять запасами запчастей, генерировать отчеты.
На заметку: Наша компания «ТОИР TRIM» предлагает к внедрению предприятиям всех отраслей программную платформу TRIM для автоматизации управления физическими активами. Возможна поставка стандартной версии ПО или отраслевое решение с учетом специфики отрасли.

Планирование

Эта стратегия ТОиР, при применении которой заранее решено: какие, когда, где, как, кем будут выполняться ремонтные/обслуживающие работы.
Разработка планов включает:
  • определение объема предстоящих действий;
  • оценку нужных ресурсов: материалов, запчастей, инструментов, персонала;
  • расчет срока выполнения работы с учетом минимизирования простоя оборудования;
  • разработку план-графиков ТО/ремонта;
  • расчет расходов на плановые мероприятия ТОиР;
  • мониторинг работ в соответствии с планом, принятие мер для устранения отклонений.
В контексте тренда проактивного технического обслуживания и ремонта планирование приобретает еще большее значение, так как основано на сведениях о состоянии оборудования, прогнозах отказов, анализе рисков. Это позволяет планировать работы более эффективно, снижая расходы и повышая надежность техники.
Планирование ТОиР стало трендом по нескольким причинам:
  • сокращаются расходы на ликвидацию внезапных поломок;
  • оптимизируется расход ресурсов (трудовых и материальных);
  • уменьшаются траты на запчасти, так как они заказываются заранее по более низкой цене;
  • оптимизируются складские запасы;
  • своевременно проводятся ТО/ремонт, что предупреждает ухудшение состояния оборудования, продлевая срок его эксплуатации;
  • улучшается качество работ вследствие тщательной подготовки к ним;
  • снижаются простои;
  • устраняются потенциальные опасности, связанные с оборудованием. Это предупреждает несчастные случаи;
  • выполняются требования законодательства;
  • минимизируются сбои в производственном процессе.

Акцент – на качестве исходной информации

Исходные данные в ТОиР – это совокупность информации об оборудовании, процессах, ресурсах, расходах. Они нужны для принятия обоснованных решений, планирования, анализа, управления. Предприятия, инвестирующие в улучшение качества данных, получают значительное конкурентное преимущество.
Качество исходной информации определяется следующими характеристиками:
  • точностью и актуальностью, т. е. соответствием действительности, отсутствием ошибок; 
  • полнотой – содержанием информации, нужной для выполнения поставленных задач;  
  • доступностью для пользователей. Это подразумевает удобный интерфейс для поиска сведений, понятную структуру их хранения.
Внимание к качеству исходных данных в ТОиР растет по нескольким причинам:
  • многие предприятия переходят к проактивному ТОиР, основанному на анализе работы оборудования. Если сведения неточные/неполные, то прогнозы будут ошибочными, а решения — неэффективными;
  • анализ информации о расходах, частоте отказов, времени простоя — позволяет выявить проблемные места в системе, тем самым увеличить ее эффективность;
  • внедрение цифровых технологий и получение отдачи от них также невозможно без адекватных исходных данных. При их низком качестве результаты планирования работ, заказа запчастей/материалов отрицательно скажутся на рентабельности предприятия.
Улучшение качества данных для развития технического обслуживания и ремонта достигается такими методами:
  • разработкой единых стандартов/процедур для сбора, ввода, хранения, анализа;
  • обучением персонала правилам сбора/ввода;
  • внедрением инструментов проверки информации на точность, полноту, согласованность;
  • регулярным удалением устаревших, неточных, дублирующих сведений.

Переход на отечественные программные платформы

Замена используемых зарубежных ИСУ ТОиР на программные продукты, разработанные российскими IT-компаниями – одна из главных тенденций ТОиР при управлении физическими активами.
Причины перехода на отечественные платформы:
  • уход многих зарубежных поставщиков ПО с российского рынка;
  • активная поддержка импортозамещения в сфере IT российским правительством – льготы и преференции отечественным разработчикам;
  • снижение зависимости от геополитических рисков, вызванных введением санкций, иных ограничений со стороны зарубежных стран;
  • уменьшение риска кибер-атак и утечек информации;
  • требования регуляторов (законодательства РФ) о применении отечественного ПО в особо значимых для страны отраслях;
  • более доступные цены, чем у зарубежных аналогов;
  • простой доступ к технической поддержке.
Алгоритм перехода на российские ИСУ:
  • выбор подходящей отечественной платформы с оценкой функциональности, стоимости, масштабируемости, соответствия условиям конкретного предприятия;
  • покупка ПО с заключением договора на обслуживание;
  • внедрение программной платформы: установка на компьютеры, перенос данных из старой системы в новую;
  • интеграция с другими информационными системами предприятия (ERP, CRM, системы управления складом и пр.);
  • обучение персонала;
  • тестирование, ввод в эксплуатацию;
  • техническая поддержка и сопровождение со стороны поставщика в процессе эксплуатации.

Заключение

Анализ текущих тенденций технического обслуживания и ремонта показывает, что отрасль движется в направлении цифровизации, проактивности, оптимизации ресурсов, совершенствования сбора данных, перехода на отечественные программные продукты. Внедрение новых технологий и российского программного обеспечения становится важным фактором в повышении рентабельности предприятия и снижении затрат.
Компании, которые смогут успешно адаптироваться к этим трендам и интегрировать их в свою стратегию развития ТОиР, получат значительное конкурентное преимущество и обеспечат устойчивую работу оборудования.
Купить программную платформу можно в нашей компании «ТОИР TRIM». Наша команда поддержки поможет оформить заказ и внедрить систему ТОиР на предприятии.
Автор статьи
  • Семенова Мария Александровна
    Специалист отдела консалтинга
Читайте также
Закажите наше решение